Дополнение к Указаниям

Богослужебные указания на каждый год дополняются новыми подробностями, приложениями. Может, на опережение, или просто делюсь опытом, или тем, что мои предшественники подписали карандашом в книгах, буду записывать сюда. Рекомендую внести эти правки карандашом в Минею, чтобы во время службы не отвлекаться.


4 декабря. Вмц. Варвары и прп Иоанна Дамаскина. Паремии указаны обоим, однако если полиелей служится только вмц, то читаются только первые паремии со стр. 451-452. В канонах первые 2 тропаря 1-й песни — Троичны, затем иногда первые тропари — Господу Иисусу, их надо заранее отметить и припевы читать им соответственно.


2 сентября. Прпп. Антония и Феодосия Печерских, в Указаниях в 2-х местах отсылка к Общей Минее. Во первых — Паремии, хотя в сентябрьской Минее есть преподобнические Паремии на стр. 272-273, и удобнее было бы в данной книге прочитать, чем искать отдельную книгу, т. к. в основном, редко используемые книги далеко лежат. А во вторых, стихира по 50-м псалме указана из Общей Минеи. В связи с сокращениями службы в большинстве храмов, там где читают 1 кафисму, или вообще не читают, то там и опускаются седальны после кафисмы. Тогда правильнее было бы пропеть пропущенный седален именно Антонию и Феодосию, чем брать из Общей Минеи. Например, по 2-м стихословии. Даже если будет повтор, то ничего критичного. Или дать варианты: или петь пропущенные песнопения, или из Общей Минеи, или Слава с Господи воззвах (наиболее распространенный в подобных случаях вариант). На усмотрение регента.


 

26 августа. При совершении службы только Владимирской иконы Божией Матери, первый канон по Минее указан Похвале Пресвятой Богородицы. Берется он из Триоди постной с субботы Акафиста (5-й седмицы Великого Поста).


В В. Пост очень помогает разметить окончание календарного дня — после 1-го часа, а в вс — после Пассии, а утреня переносится на понедельник. 


Один из сложных (умолчанных) моментов — это постовые переходы (соединения) служб в одно неразрывное Богослужение. см. http://textnakliros.ru/ustav-perexody/ Хотя, это не сильно принципиально, как батюшка благословит.


Окончание дня:

По Минее церковный день заканчивается 9-м часом (или изобразительными, если они читаются), а начинается с Вечерни.

По Октоиху, Часослову, Триоди (в т.ч. Богородичны) конец дня — повечерие, новый день начинается с Утрени (с полунощницы, там, где ее служат).

Суббота и Воскресенье В. Поста не считается полноценным постом, поэтому начиная с Литургии Преждеосвященных в пятницу поется по-красному (от слов Буди Имя Господне:), 2-псалмие начинается с Приидите, поклонимся:

Когда канон читается без библейских песен, то припевы надо подбирать по смыслу — Кресту, апостолам, покаянные, заупокойные и т. д. и часто они идут вперемешку, поэтому желательно до службы как то отметить их. Так же, следует считать тропари канонов: Минея — 4 (с трипеснцами — 5), трипеснцы Триоди — 4+4+1. При необходимости, повторять, или объединять два за един.

Вначале В. Поста очень помогает впоследствии разметить в Указаниях окончание календарного дня — после 1-го часа, а в вс — после Пассии, а утреня переносится на понедельник. Также в Триоди необходимо дописать сокращенные прокимны перед паримиями, там много сокращений.

Очень полезно просматривать календарь и святцы, чтобы не пропустить празднование чтимого святого и заблаговременно подсказать изменить расписание, даже если не по Указаниям.


Кстати, много споров вызывает эта очень нужная на клиросе книга, и можно ли ее всем читать, и нужна ли она вообще. По моему скромному мнению, те, кто хочет лучше понять Устав, более осмысленно служить Господу, — тот самостоятельно изучает Типикон, труды В. Розанова, Скабаллановича и т. д. А тем, кто ставит лишь задачу без ошибок отслужить службу — эта книга просто незаменима. Даже тем, кто просто хочет почитать Указания в свободную минутку — надо не запрещать этого, а наоборот, одобрять и пояснять вопросы, какие возникают. Это очень хорошо, если кто-то читает Устав. Возможно, появится желание поучать регента и вмешиваться в ход службы, но в таком случае легко напомнить, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят (т.е. у настоятеля есть полномочия вносит коррективы), а так же что послушание регенту выше поста и молитвы.

Так же много слышал об ошибках в Богослужебных Указаниях, но ни одной никто мне не смог привести.

Вот чего очень не хватает Указаниям — это типовые службы (по образцу), например, для престольных праздников, или местночтимых святых. Вот уже несколько лет собираюсь это сделать, но всё никак. Тогда бы может и Указания упростились, было бы что-то вроде как в Великий Пост: например, службу см. шестеричная в субботу, особенности — псалмы, Богородичны.


В воскресной службе Цветной Триоди канон (жен-мироносиц, самаряныни и т.д) состоит из разных по смыслу тропарей: Воскресный и праздника. Соответственно, припевы ему должны быть «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», и «Святии жены-мироносицы, молите Бога о нас» (можно общий припев празднику «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Об этом как-то было сказано в Указаниях. Другими словами, в одном каноне соединены два канона слитно. И в тех храмах, где канон сокращается, надо прочитывать и воскресные тропари, и праздника, а не только воскресные, которые идут вначале. Отметить праздничные тропари желательно до начала службы, чтобы не было задержек.

Вот как об этом написано в Богослужебных указаниях (8 мая 2017г по ст.стилю — неделя 6-я по Пасхе):                  Примечание. Канон праздника Триоди (составной) поется на 4 без повторений. Сначала тропарь воскресный (смотреть по содержанию), потом праздника (смотреть по содержанию). «Слава» – Троичен, «И ныне» – Богородичен (ср.: Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава; 23 апреля, 4-я Маркова глава).

В целом, этим показывается и общее правило, что в любом каноне припевы к тропарям следует читать исходя из их содержания, а не только по названию канона. Например, перед причастием читается канон Ангелу-хранителю, но некоторые тропари в нем — Иисусу, поэтому и припев соответствующий. В Богослужебных книгах можно часто встретить подобные исключения (Троичен:, Иисусу:, воскресен: и т.д), которые выделяют отдельный тропарь из череды прочих тропарей одной песни канона. Но чаще никаких пометок нет. У нас на клиросе в Триоди и в Минее карандашом проставлены пометки к тропарям, которые различаются по смыслу, и которым надо читать свой припев.


.

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.