Устав, переходы

Соединение служб. Уставные указания.

Предлагаю на рассмотрение уставные вопросы перехода служб и соединений воедину, которые однозначно не рассмотрены в Типиконе и в Богослужебном уставе В. Розанова и др. дореволюционных источниках.

Вопрос не сильно принципиальный, и в наше время тотальных сокращений, скорее представляет мой личный интерес, как должно быть, чем навязывание какого-либо мнения. Прошу высказать кто что знает. Со своей стороны, этот вопрос обсуждал со многими уставщиками, выслушивал разные мнения. На мой взгляд, общее правило для соединения служб все же имеется в Типиконе и еще более конкретно в Богослужебном уставе В. Розанова.

По Типикону службы совершаются как правило отдельно и по времени, каждая начинается начальными молитвами и заканчивается отпустом. При соединение служб, по мысли Типикона, они не к месту, и должны быть опущены, чтобы все службы слились в одну. Это видно из следующих примеров из Богослужебного устава В. Розанова:

стр. 52 (малое повечерие).

Но так как по установившейся богослужебной практике в соборных и приходских храмах, в настоящее время даже и в монастырских, повечерие читается во храме непосредственно после вечерни, то так называемыя общеупотребительныя начальныя молитвы опускаются и после начальнаго возгласа священника: Благословен Бог …, произносимаго им пред царскими дверями, малое повечерие начинается со слов: Приидите поклонимся … 3-жды.

То же сказано и в издании Киевопечерской лавры (см. л. 21 на об.).

стр. 44 (окончание вечерни – вседневной или великой, кроме всенощного бдения).

… отпуст великий по дню … Поется многолетие … Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малаго).

В случае соединения служб отпуст опускается, см. Богослужебные указания на 2015 год, 2 января примечание 3 – отпуст вечерни: по Типикону указан, но при соединении опускается.

стр. 107 (гл. 10 о богослужении седмичных дней)

Окончание вечерни – Благослови… отпуст по дню (великий). Лик поет многолетие… лития о усопших… После литии бывает повечерие (в свое время).

стр 505 (пример соединения служб и как переносятся отпусты):

надобно отправить один за другим часы 3, 6 и 9, присоединить к последнему молитвословия из последования изобразительных и отпеть вечерню, при чем начальный возглас сделать только один пред 3-м часом и отпуст так же один после вечерни, так чтобы все пять служб слились в одну (см. последов. понедел. 1 седм. В. поста, Типик., л. 311 и 312)

Положенный после утрени великий отпуст и многолетие переносится на после 1-го часа, таковое прямое указание есть на стр. 500

Еще пример совершения отпуста или нет на стр 481 и 482 на примере 9 часа.

стр. 508 (о времени и месте постовых служб).

… даже прямо сказано, что после изобразительных отпуст по обычаю … Впрочем, это не то значит, что после изобразительных непременно надобно сделать отпуст и затем начинать вечерню, а то, что можно двояко поступить: или после изобразительных сделать отпуст и тогда за ним последует расход или же, не делая расхода, начинать вечерню и тогда отпуст будет излишним. А что действительно в данном случае отпуста не должно быть, это видно из 12 мрк. главы … Умолчание в этом месте об отпусте не есть случайное, а намеренное: потому что с точки зрения Типикона отпуст неуместен, если без выхода из храма за одной службой следует другая.

стр. 389 (об отпустах)

… Все эти выписки из Типикона показывают, что там, где не указан отпуст, богослужение идет без всякаго перерыва, хотя бы оно состояло из нескольких служб, и в одном и том же месте; но наоборот, коль скоро в какой-либо службе указан отпуст, то богослужение после нея или совершенно прекращается, и бывает расход, или же, если и не прекращается, то прерывается и бывает переход из одного места, где отправлена предыдущая служба, в другое, где отправляется последущая (в притвор, например). При этом надобно знать, что встречающияся в Типиконе названия отпуста совершенным и конечным имеют одно и то же значение и указывают на прекращение богослужения и, по выражению Типикона, на расход. (в трапезную до времени очередной службы).

стр 489, глава 49 Типикона (утреня седмичных дней В. поста)

начинается с возгласа, чтец – Аминь. Трисвятое. Дву-псалмие.

стр. 112 (Утреня седмичных дней).

Начало – иерей … «Благословен Бог наш …» … Чтец. Аминь. Приидите поклонимся 3… Дву-псалмие.

Еще пример соединение служб – это Царские Часы, где наиболее ясно прослеживается это общее правило про предначинательные молитвы и отпусты при соединении служб, когда они следуют одна за другой.

 

Тем не менее, существует противоположное мнение, особенно в монастырях. Там где Типикон оговаривает порядок соединения служб, — служат по Типикону, опуская положенные после службы отпусты, там где умалчивает, — соблюдают буквально весь порядок завершения службы и сразу же начинают предначинательные молитвы следующей службы. Несколько дней назад уставщик одного монастыря сказала мне, что у них каждый день вечерня заканчивается отпустом и сразу двупсалмие. На мой вопрос, не коробит ли дух уставщика такой конец с многолетием в середине вечерней службы, ответила уклончиво.

Наиболее аргументировано этот подход обосновал наш благочинный, когда согласовывали постовые службы: «Есть Богослужебная книга под благословением Патриарха, называется 1-я седмица Великого Поста. Открываем её, и по образцу служим. Более, или менее правильно, — это не так важно, зато единообразно и доступно для понимания и священникам, и пономарям, и клиросу. Жить надо проще.»

В этой книге, кстати, как раз второй подход: там где Уставом оговорено соединение, — отпусты и предначинательные молитвы опускаются. А там где не оговорено, указан вариант как для отдельных (по времени) Богослужений.

По хорошему, эти бы вопросы надо решить составителям Богослужебных указаний на каждый год. Но к сожалению, в этой замечательной синей книге эти сложные моменты умалчиваются. Я имею ввиду подробный переход вечерни в повечерие, в Рождественских и Крещенский сочельники (да и каждый день, где повечерие служат), да и вообще повечерие недостаточно подробно указано. Сырная седмица. Переход постовой вечерни в повечерие. Чин Пассии неплохо бы дополнить малым повечерием в воскресенье, которое теряется. На понедельник утра переносится утреня и 1-й час и соединяется с 3, 6, 9-м и изобразительными; – по духу Устава и по общему правилу, приведенному выше, все часы (1-9) должны бы следовать по образцу Царских часов. Есть и другие вопросы без ответов, например: На кафизмах вечерни Слава поется как на утрени, или только читается; Тропари малого повечения текущего дня, или следующего; уставное «Благослови» так и поется «Благослови» или «Именем Господним …» по примеру Часослова перед шестопсалмием; на субботней простой службе на каноне Октоиха надо читать заупокойные тропари на Славу, или они там просто так написаны; На Великом Повечерии в сочельник Рождества и Крещения надо читать «Пресвятая Богородице» или опускать (перед пением «С нами Бог» и Трисвятым). Кстати, что поется а что читается – это для меня еще более сложный вопрос. В авторитетных книгах об этом мало говорится. В общем, буду очень признателен на комментарии и объяснения по уставным вопросам.

Дополнение.

В Крещенский сочельник обратил внимание на перенос отпуста вечерни на после освящение воды (та вечерня, которая после литургии, см. Указания 5 янв. по ст.ст). Другой общеизвестный пример отмены отпуста после вечерни — это Всенощное Бдение. Так сказать, явные примеры всем сторонникам «закрывать» и сразу же «открывать» службы, идущие одним целым без перерыва.

Также мне встретилось и исключение из Уставного правила про соединение служб – в Пятидесятницу после Литургии положен отпуст и полное начало 9-го часа и такое же полное начало Вечерни. И что это «закрывание» одной службы, и полное начало другой – исключение из общего правила, вот как высказались наиболее авторитетные знатоки Церковного Устава:

Согласно Уставу, после отпуста Литургии совершается 9-й час, начинающийся после возгласа Благословен Бог наш… обычным началом (с Царю Небесный…). Об обычном начале на вечерне с коленопреклонными молитвами Устав умалчивает, указывая лишь на молитву Царю Небесный перед предначинательным псалмом. Это может восприниматься и как указание на чтение (или пение) на вечерне только молитвы Царю Небесный без прочих молитв обычного начала (ср.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 681; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 592), и как «умолчание» Типикона, подразумевающего наличие всех молитв обычного начала на вечерне, включая Царю Небесный (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 737). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «в вечер… Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом Литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем, и теперь начинается богослужение следующего дня – понедельника» (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 86).

Общий вывод таков: существует много указаний Типикона на отмены либо переносы отпустов при соединении различных служб в одно целое неразрывное Богослужение (по установившейся практике либо утреннее, до обеда, либо вечернее, изредка – ночное). Все они следуют правилу, сформулированному В. Розановым: «… с точки зрения Типикона отпуст неуместен, если без выхода из храма за одной службой следует другая» (Богослужебный Устав, стр. 508). И это правило следует применять, когда Типиконом подробно не оговорено, например, переход вечерни в повечерие или утреню, соединение часов (1-го и 3-го) и прочие.

Так же вполне логично и правильно сделать полный отпуст в конце Великого Повечерия на 1-й седмице, когда вечернее Богослужение состоит только из Великого Повечерия с каноном Андрея Критского.

По слову псалмопевца:Не бу́дите я́ко ко́нь и ме́ск, и́мже не́сть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти и́х востя́гнеши. То есть служить Богу надо осмысленно, следуя духу Устава, а не только букве, стараясь понимать закономерности и стремления составителей Типикона. И по возможности, устраняя современные недостатки: крайне укороченные службы, излишне быстрое пение и чтение, излишне медленные и навороченные концертные песнопения, мало подходящие для молитвы, неразборчивое пение, тихое чтение и другие. Смысл храма — молитва прихожан («Дом Мой — дом молитвы наречется»), все остальное второстепенно: и гармония пения, и великолепие убранства храма и священнических риз, и даже сам Устав. По аналогии с общеобразовательной школой — успевающим ученикам выдается аттестат об образовании, свидетельствующий что знания получены и усвоены, а неуспевающим — справка что курс обучения прослушал, но бестолку, просто бесполезно провел свое время. Вот и прихожанин, который прослушал Литургию, но ничего не услышал, всуе провел свое время (конечно, не совсем так все плохо, хотя может и именно так). И если он сам умом блуждал вместо молитвы, то это его вина, а если он силился разобрать пение и чтение, но это невозможно, то вина на церковнослужителях. Вспомним многие резкие слова святых про отсутствующих умом в храме, а теперь помножим это на количество прихожан и соотнесем к себе. Вот так нас будет судить Господь, если не проявим должного усердия.

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.